Понедельник, 16.09.2024, 23:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

Урок глазами студентов

Урок глазами студентов

 

Сегодня часто и много говорят о раздробленности обучения, об отрывочности и фрагментарности сведений, получаемых студентами из разных областей человеческого знания, что не способствует формированию целостного мировоззрения молодого человека, не формирует системного взгляда на мир, не учит мыслить концептуально.

В наше время очень много разнообразных уроков, методик, концепций, которые помогают преподавателям реализовывать поставленные в учебном процессе цели, интересно объяснять материал, делать уроки необычными. И, безусловно, каждый педагог старается научить студентов своему предмету, вложить в них частичку доброты, дать необходимый запас знаний, который не только пригодится им в работе, но и в жизни. Это все и включает в себя такое понятие, как «Урок». Но почему же тогда не всегда устанавливается взаимопонимание между преподавателем и студентом? Почему не всегда казалось бы хорошо продуманные цели и средства  приводят не к тому результату? Почему стремление преподавателя помочь студенту в учебе, в жизни иногда воспринимается «в штыки»? Чего хотят от студентов преподаватели и преподаватели от студентов? На эти и другие вопросы нам и предстоит сегодня ответить.

В феврале 2008 года среди студентов колледжа был проведен письменный опрос, в ходе которого им предлагалось ответить на следующие вопросы:

1.     Что  для вас урок в нашем колледже?

2.     Что необходимо сделать, чтобы уроки были интересными?

Опрос был проведен анонимно, поэтому многие студенты с удовольствием высказали свое мнение и постарались быть максимально откровенными.

Так что же такое урок в понимании студентов? Вот несколько цитат из письменных ответов студентов:

 

         «Урок – это прежде всего обмен знаниями, информацией между студентом и преподавателем.»

         «Урок в колледже – это путь в будущую самостоятельную жизнь»

         «Урок для меня – получение знаний во многих областях, работа в коллективе, осуществление своих целей и задач»

         «Урок – это средство познания своих интеллектуальных способностей»

         «Урок для меня – это определенного рода ступень, ступень интересная и важная, потому что с каждым уроком я познаю что-то новое, делаю какие-то выводы и меняю что-то в своей жизни, конечно, в лучшую сторону.»

         «Урок – это приятное общение»

         «Урок – это получение высших знаний от опытных преподавателей.»

         «Урок – это время, которое должно проводиться с пользой как для студента, так и для преподавателя»

         «Для меня урок – это новые знания, которые очень важны не только для моей профессии, но и в жизни.»

         «Урок – это время для получения профессиональных знаний»

         «Урок в школе и нашем колледже нельзя даже сравнить! Здесь более интереснее и познавательнее, так как конкретно изучается та профессия, на которую учишься. Очень интересные здесь и преподаватели, ведь они не только учат нас профессии, но и делятся с нами своим жизненным опытом, различными идеями... И хотя урок в колледже длится дольше, чем в школе, -  время проходит быстро!»

         «Урок – это прежде всего общение, общение интеллектуальное и духовное. И чем больше преподаватель общается со студентами, тем лучше усваивается материал.»

 

         Что же получается? Студенты хотят от преподавателей общения и полезной информации, обмена знаниями, но теми, которые пригодятся в жизни. А разве мы не стараемся дать им то же самое? Но почему тогда не всегда и не  на каждом уроке преподаватель и студент получают то, что им нужно? Но ответ сложен и одновременно прост и не каждым может быть принят за истину. Но тем не менее со слов студентов получается так, что каждый урок для каждого студента не менее важен, чем для преподавателя, а, может быть, и важнее!

 

         «Любой предмет учит жизни», - пишет одна из студенток.  А вот еще: «Во время урока нужно давать полезные знания, которые потом пригодятся в жизни»; «Все уроки должны проходить с пользой». И, пожалуй, самое главное:«Урок бывает разным: нудным, длинным, пустым, интересным, веселым... От урока я жду вынесения какой-либо истины – ведь ее так трудно найти самой!.. Чтобы урок был интересным, требуется простое понимание преподавателя!»

         Для каждого студента урок – это действительно своеобразная ступень в их жизни. Ведь для них важно прежде всего научиться жить и выживать в нашем непростом мире. Подростковый возраст очень важен и является переходным и переломным. У студента нет за спиной такого жизненного опыта, таких жизненно необходимых знаний, какие есть у преподавателей. А получается так, что порой мы больше уделяем времени теории, сухому книжному материалу, не понимая, что в эти моменты, быть может, обделили студента каким то важным для него знанием, тем, что он хотел для себя понять. Не проходим ли мы иногда мимо, пытаясь «угнаться» за учебным планом? Не относимся ли мы с меньшим пониманием к их «проблемкам»? И быть может в эти моменты уместно сказанное слово, приведенный пример на уроке, одобрительное слово или что-то еще как раз и повлияет на всю дальнейшую жизнь «маленького»Человека.  И разве преподавателя-робота, выдающего различную информацию, хотят видеть в нас наши студенты? Каждому учителю  известна простая истина, что то, какие мы, чему мы учим своих студентов, вкладывается в них и остается с ними на всю жизнь. И что из них получается – наша вина или наша заслуга. Ведь «всякий истинный талант, особенно художественный и педагогический, отличается безоглядной щедростью. И вряд ли нужно задумывается над тем, сколько добра и света должен раздаривать этот талант своим студентам»

Что же касается опыта работы, то он у многих может быть необычным, интересным, но надо, чтобы он еще и давал результаты. Учитель – это призвание. И работа такого учителя - это не работа за какую-то определенную плату, а состояние души, создание мира добра, душевности и внимания в нашем колледже. Это и хотят видеть в нас студенты.

«Мы любим и переживаем за наших учителей, их надо беречь, ведь они надежда на наше светлое будущее!»

«Я бы хотела, чтобы учителя относились к нам с пониманием, чтобы можно было без проблем подойти к учителю и поговорить с ним обо всем...»

«Урок всегда приносит радость, если он интересен, а сам преподаватель живой, умный, красноречивый, красивый и обаятельный. Тогда урок может превратиться в сплошное удовольствие!»

«Учитель прежде всего должен быть другом и понимать что не только его предмет является главным.»

«Надо сделать так, чтобы все друг к другу относились человечнее, с пониманием и добротой... Также всех хороших людей и замечательных преподавателей поощрять премиями и наградами за их замечательное отношение и знания, которые они дают студентам.»

«Очень хочется, чтобы во всех кабинетах нашего колледжа были сделаны ремонты, чтобы кабинеты стали уютными и располагающими к любому непринужденному общению...»

            «Нужно побольше общаться на уроках, поменьше писать, устраивать различные мероприятия, показывать фильмы....»

         «Если учитель живой, радостный, веселый, то и урок пройдет с пользой, а если он рассказывает монотонно, то становится скучно, и пропадает интерес к преподавателю,а значит, и к его предмету.»

         И, конечно же, нам нужно прислушиваться к советам наших студентов:

         «Для того, чтобы уроки стали интересными, их нужно проводить необычным способом. Они не должны быть похожими один на другой. У преподавателя всегда должно быть хорошее настроение, он должен владеть грамотной речью, использовать на уроках дополнительный материал. Преподаватель должен прилагать максимум усилий для того, чтобы заинтересовать всех студентов своим предметом. Преподнести его в новом виде для студентов – это вершина преподавательской деятельности!»

         «Чтобы урок стал еще интереснее, нужно проводить какие-нибудь экскурсии, ходить по музеям, общаться с известными людьми, проводить больше интересных мероприятий, чтобы и училось нам интересно, и не скрывали своих талантов. Ведь в колледже так много талантливых людей!»

         «Урок и то, как он проводится, во многом зависит от студентов. Преподаватель тоже здесь «играет свою роль, но он не способен сделать все сам... Поэтому каждый урок должен проводиться так, чтобы он устраивал и преподавателя, и студентов.»

         «На любом уроке информация не должна быть непонятной, лучше бы доступной и своими словами, а также преподносилась в форме игры.»

         «Занятия в колледже проходят очень быстро, потому что мы заняты делом, и полезным делом! Когда я иду в колледж, у меня нет мыслей: «Ну вот, опять эти пары, когда же это все закончится?!» (Как в школе). Мне очень нравится наш колледж!»

         «Все преподаватели интересно объясняют свои темы, и свои обязанности они выполняют на отлично!»

         «Наверное, впервые в жизни я прихожу в колледж бегом и с огромным желанием!..Хочется побольше неординарных и оригинальных уроков!..Мне нравится, когда с нами на уроках преподаватели именно разговаривают, общаются, приводят примеры из жизни...»

        

         Подводя итоги всему сказанному, можно увидеть следующее:  студенты нескольких групп разных профессий считают залогом успеха любого урока:


Чтобы урок был интересным, студенты считают необходимым:



Больше общаться

22,6%

Проводить экскурсии

13%

Поменьше загружать, быть снисходительными

13%

Поощрение (в том числе материальное)

10%

Приводить интересные факты

10%

Не излагать материал по-книжному

10%

Преподаватели должны интересоваться мнением студентов

10%

Шутить

7%

Улыбаться

7%

С играми

7%

Больше практических занятий

7%

Красочными

3%

Разнообразными

3%

Сделать начало уроков чуть позже, а остальное здорово

3%

Нравятся все уроки

3%

Быть добрее

3%

Поменьше спрашивать и побольше объяснять

3%

Поменьше лабораторных работ

3%

Урок должен быть веселым

3%

Не должно быть шума на уроках

3%

Таким образом,

 

23 % студентов- считают, что на уроках мало общения;

13% - полагают, что необходимо организовывать больше экскурсий, поменьше загружать студентов, быть  снисходительными;

10% студентов - считают, что преподавателей необходимо больше поощрять, «за их старание и терпение платить достойную зарплату»;

10%  - считают, что мало приводится интересных фактов, материал излагается больше «по-книжному»;

7% - хотят, чтобы на уроке было больше шуток, улыбок, игр, практических работ;

3% - желают видеть урок более зрелищным, красочным, при этом чтобы уроки были короче, чтобы преподаватели меньше спрашивали и чтобы было меньше лабораторных работ.

         Целью данной статьи не было ответить конкретно на все вопросы, да это и невозможно, но она явилась хорошим способом задуматься над пожеланиями студентов, над своими ошибками, так как без студентов, их мнения не получится из образовательного процесса настоящего творческого сотрудничества, в котором каждому будет хорошо. И еще нужно помнить о самом, наверное, важном: все мы должны быть учителями в том старинном понятии, когда, взяв однажды за руку человеческую душу, вести ее по жизни без фальши и конъюнктуры, с большой ответственностью «за тех, кого приручили».

 

И напоследок хочется привести еще одну цитату: «Мне нравится то, что преподаватели не сразу начинают урок с какого-то материала, а начинают с добрых слов, интересных новостей. Они дарят нам позитив! Каждый преподаватель интересен, своеобразен. Мне у них хочется перенять все самое лучшее!.. Спасибо Вам, кто работает в нашем Доме, родном колледже! Мне здесь очень нравится!»

И кога мы сможем услышать такие слова от многих студентов,  - это и будет значить, что наш труд не прошел даром!

 

 

Что говорит об «учительстве» «Библия»:

 

«И способность учить других вложил в сердце его...» (Исход  35:34)

«Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность» (Послание к Титу 2:7)

«Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Евангелие от Луки 6:40)

«Как же ты, уча другого, не учишь себя  самого?» (Послание к Римлянам 2:21)

«Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,

Тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения...» (Первое послание к Тимофею 6:3,4)

«...не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению...» (Послание Иакова 3:1


Категория: Мои статьи | Добавил: Night (21.01.2013) | Автор: Дерюгина Светлана Леонидовна W
Просмотров: 5071 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 42
Статистика
Besucherzahler russian woman
счетчик посещений